АВА-терапия (Applied Behavior Analysis) – научная дисциплина, занимающаяся описанием и изучением поведения, разработкой методов и приемов для изменения поведения.
АВА-терапия для детей с особенностями развития
В нашей стране ABA-терапия появилась не так давно и сейчас наиболее известна, как научное направление, ориентированное на помощь людям с особенностями развития. При этом, прикладной анализ поведения также эффективно работает и в других областях: организационный менеджмент, изменение поведения людей без особенностей развития и многих других.
Ни одно поведение не возникает без причины. В процессе работы с детьми поведенческие аналитики выявляют причины, по которым возникает то или иное поведение. Специалисты формируют у ребенка адаптивное поведение и новые функциональные (полезные) навыки, а также работают над тем, чтобы снизить вероятность возникновения нежелательного поведения.
Специалист, работающий в направлении ABA-терапии, всегда уделяет большое внимание поиску мотивации ребенка. ABA-терапист никогда не приступает к работе над развитием навыков, не зная, что нравится ребенку, во что он любит играть, является ли само взаимодействие ребенка и специалиста мотивационным. Специалисты стараются сделать сами занятия комфортными и интересными для каждого ребенка.
Занятия по ABA-терапии могут выглядеть совершенно по-разному!
На занятиях специалист всегда ориентируемся на особенности и потребности конкретного ребенка. А они отличаются: например, в раннем возрасте на занятиях делается акцент в первую очередь на развитие социальных и коммуникативных навыков, которые создают для ребенка базу для дальнейшего обучения. В школьном возрасте на первый план выходит учебное поведение, умение вести себя в коллективе, устанавливать отношения со взрослыми и сверстниками.
Для подростков и молодых людей актуальны будут навыки самостоятельности, бытовые и профессиональные навыки, которые помогут ребятам с особенностями здоровья развить максимальную независимость.
Для облегчения усвоения детьми с РАС новой информации на занятиях часто используются различные визуальные подсказки и опоры: визуальное расписание, жетонные системы, система коммуникации с помощью обмена изображениями PECS. Это не является обязательным компонентом ABA-терапии. Специалист всегда определяет методы и приемы, подходящие ребенку, в тесном сотрудничестве с семьей, с учетом ее возможностей и потребностей.
Существует стереотип о том, что занятия по ABA-терапии чаще всего проводятся за столом в структурированной форме. В нашем Центре ABA-тераписта и ребенка можно увидеть как в сухом бассейне с шариками, так и в классной комнате в ситуации урока. Специалист может менять формат работы и в рамках одного занятия.
Для закрепления и переноса усвоенных на занятиях навыков важна включенность родителей в психокоррекционную работу, поэтому специалисты активно привлекают родителей к занятиям с ребенком, это позволяет сделать процесс реабилитации более эффективным.
Каждый ребенок уникален и спектр нарушений, возникающий у детей с одним и тем же диагнозом, может сильно отличаться, поэтому ABA-терапия в Центре всегда проводится в тесном сотрудничестве ABA-терапистов с другими специалистами и лечащим врачом.
Задачей занятий по ABA-терапии является максимальная адаптация и социализация ребенка с особенностями развития, повышение качества жизни его и его семьи.