Система тренировки, созданная и разработанная французским врачом Альфредом Томатисом, метод переобучения слуха, чтобы восстановить качественное слушание. Слушание – это внимательный слух, это способность выделять нужную информацию из массы услышанного. Слух –это пассивный процесс, который происходит рефлекторно, а СЛУШАНИЕ – это активный процесс с непосредственным участием аналитических зон мозга. Многие дети с совершенно нормальным слухом очень плохо воспринимают и усваивают то, что слышат. Им много раз одно и то же, они производят впечатление невнимательных. В условиях шума (например, в школе или в детском саду) эти трудности усугубляются. Неумение перерабатывать и анализировать услышанную информацию приводит к проблемам в учебе, тормозит развитие социальных навыков.

У детей с различными нарушениями развития, особенно с аутизмом, часто наблюдаются дефекты в системе обрабатывающей информацию, поступающую из окружающей среды (сенсорная интеграция). Такие дети все слышат, но не воспринимают информацию, так как они обладают большей чувствительностью к вибрациям, а не звукам. Человек слышит не только ушами, но и телом («костями»). Так как костная проводимость звуковых сигналов намного быстрее, чем слуховая, люди с аутизмом, очень чувствительны к наименьшим внешним раздражителям. У таких деток отсутствует механизм избирательности сенсорной информации, в результате чего нервная система выстраивает своеобразную защиту от избытка информации в виде полного невосприятия окружающей среды. Также как мы привыкаем к шуму холодильника, телевизора, уличного движения. Результатом таких нарушений являются различные виды неадекватного поведения,  нарушения коммуникации, различные расстройства речи.

Основной принцип работы метода Томатис/ MéthodeTomatis®  заключается в сенсорно-звуковом стимулировании с обязательным использованием специализированного оборудования Талксап/TalksUp®, так называемое «Электронное ухо». Воздействие осуществляется посредством наушников. Звуковой сигнал передается пациенту двумя способами: костная проводимость (вибрация верхней области черепа) и воздушная проводимость (звуковые волны поступают через наружное ухо). Звук активизирует деятельность внутреннего уха, стимулируя при этом не только слуховые, но и моторные функции. Передача звука происходит на барабанную перепонку, затем, под воздействием костной проводимости, осуществляется стимуляция рефлекторного сокращения и расслабления мышц молоточка и стремечка.

Устройства Талксап/ TalksUp® предназначены для создания уникального перцептивного звукового контраста. Этот эффект вызывает сокращение и расслабление мышц внутреннего уха. Это возвратно-поступательное движение вызвано внезапным переходом от низких частот, которые не требуют от слухового аппарата какой-либо специальной подготовки, к высоким частотам, которые, , требуют от слуховой системы особенного усилия. Это действие похоже на гимнастику для мышц уха, поскольку благодаря многократному повторению и прогрессирующей мобилизации мышц улучшается передача сенсорных звуковых сообщений в головной мозг. Выбранные музыкальные произведения богаты обертонами (широкий частотный диапазон), что является необходимым условием для осуществления электронных переключений. Главным образом используются скрипичные концерты Моцарта, Грегорианское пение, некоторые вальсы, на которые был предварительно наложен эффект «Tomatis®». Передавая сигналы в мозг, параллельно вестибулярная мембрана улавливает малейшее движение тела, тем самым оказывает влияние на равновесие и чувство ритма человека.

Терапия Tomatis®, по сути, является тренировкой всей слуховой системы человека, начиная с уха, отвечающего за прием звуковых сигналов и заканчивая отделами мозга, интерпретирующими и обрабатывающими, полученную информацию в целостную картину.

Время для прослушивания зависит от возраста ребенка, его возможностей и проблем. Идеальное время прослушивания – 2 часа для каждого трека, поэтому один полный курс по одной программе составляет 26 часов за 13 дней. Затем должны быть перерывы между программами: второй курс  не раньше чем через месяц, третий через 2месяца и т.д. Чем больше курсов вы проходите, тем больше перерыв должен быть между ними. Для маленьких  или очень гиперактивных детей  время прослушивания от 20 до 30 минут. Детям с 5 лет можно заниматься 2-3 раза в день по 20 минут через 2 часа.  Перед курсом желательно приучить ребенка к наушникам.

Эффективность метода была научно доказана различными нейрофизиологическими методами: компьютерной электроэнцефалограммой (КЭЭГ), слуховыми вызванными потенциалами (СВП),  когнитивными вызванными потенциалами (КВП), в частности индикатором звуковой регулярности, произошедшей в слуховой коре (MMN) и индикатором непроизвольного мозгового внимания (ND)-за счет улучшения процессов декодирования звуков в слуховой коре.

Показания:

  •   Задержка речевого и психоречевого развития (ЗРР и ЗПРР), в том числе заикание.
  •       Гиперактивность и дефицит внимания у детей (СДВГ), в том числе фобии.
  •       Аутизм и другие первазивные расстройства развития(ПРР), в том числе ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера и др., синдром Дауна, ночной энурез, тики.
  •       Эмоциональные и аффективные расстройства.
  •       Проблема психомоторного и моторного развития, в том числе  нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия), нарушения функции равновесия.
  •       Коммуникативные расстройства.
  •       Эмоциональное развитие и личностное равновесие.
  •       Адаптация в социальной среде

 

    Нужна консультация специалиста?