Поход в театр – событие, с одной стороны радостное и волнующее, а с другой – непростое для любого ребенка с особенностями ментального здоровья. Поход в театр – эмоционально насыщенное мероприятие, которое требует соблюдения определенных правил.
Мы предлагаем ряд рекомендаций для того, чтобы поход в театр стал приятным и легким событием, а малыш был к нему психологически подготовлен:
1. “Если я знаю заранее, что там будет – мне будет спокойней”
Очень важно снизить уровень неопределенности. Ребенок будет чувствовать себя спокойнее, комфортнее, если это будет знакомая и понятная ситуация и обстановка. В этом вам помогут социальные истории или небольшие рассказы с фотографиями и рисунками, которые описывают последовательность определенных действий в конкретной ситуации. Подспорьем будет и игра-репетиция, во время которой можно будет “пройтись” с ребенком по основным моментам посещения театра.
Не стоит бояться “проиграть” всё в мельчайших подробностях: путь до театра, гардероб, очередь в туалет, поиск своих мест по билетам, посещение буфета в антракте и т.д. Чем подробнее будет разобрано грядущее событие, тем легче будет ребенку.
Лучше устроить такую репетицию несколько раз: сначала потренироваться самим, а потом “отвести” в театр любимую игрушку, что поможет ребенку почувствовать себя во взрослой позиции, посмотреть на ситуацию со стороны.
2. “Правила поведения”
Обязательно нужно проговорить с ребенком, как ему себя вести, если он захочет в туалет, если станет скучно или просто устанет и, конечно же, если он почувствует себя некомфортно от громких звуков и яркого света.
Важно сделать акцент и несколько раз повторить, что если ребенку будет нехорошо от происходящего вокруг, то об этом надо сказать сопровождающему его взрослому, который выйдет с ним в тихое место, подышать на улицу или вы вместе пойдете попить чай в буфет.
Надо быть готовым к тому, что от уровня шума ребенку может быть некомфортно. Возьмите с собой приглушающие звук наушники или простые беруши и обязательно скажите ребенку, что он может ими воспользоваться, особенно они могут пригодиться во время антракта.
Какие-то правила поведения можно прописать вместе на карточке, дополнить это приятными и понятными картинками для ребенка и взять их с собой.
3. “Как помочь ребенку лучше понять и запомнить спектакль?”
К восприятию содержания спектакля также необходимо подготовиться. Желательно заранее рассказать про сюжет постановки или прочитать вместе с ребенком произведение, взятое за основу, лучше с визуальным сопровождением. Объясните ребенку, что надо быть внимательным к происходящему на сцене, стараться обращать внимание на поведение и лица героев, пытаться понять сюжет.
После окончания мероприятия, обсудите вместе с ребенком спектакль, задавая наводящие вопросы:
- Совпало ли это с тем, что вы рассказывали ему ранее?
- Понял ли он основную мысль?
- Понравился ли сюжет? Понравились ли декорации, костюмы, музыкальное сопровождение? На что он(а) обратили внимание?
- Кто был главным героем?
- Кого еще из героев он запомнил?
- Чем все закончилось?
4. “Внутренний настрой родителей”
Внутренний настрой родителей – неотъемлемая часть подготовки.
Важно, чтобы родитель или сопровождающий понимали, что могут обращаться за помощью к сотрудникам театра.
Как и в любой социальной ситуации, реакция людей на нестандартное поведение ребенка может быть разной, порой не всегда тактичной. Не стоит на это эмоционально реагировать, лучше постараться кратко и доступно объяснить окружающим, что происходит.
Взрослым нужно быть готовыми к тому, что для ребенка знакомство с миром театрального искусства может быть настоящим стрессом. Важно отнестись к этому с пониманием и принятием. Постарайтесь сразу же обеспечить ребенку комфортные условия пребывания в театре, спокойно, подробно ему все объясните.
Так может быть, что удовольствие от посещения театра у ребенка сформируется не сразу. Не расстраивайтесь! Возможно, что уже в следующий раз ребенок оценит красоту театрального представления и получит яркие эмоции.