Федеральный закон об образовании гарантирует каждому ребёнку право учиться в школе. Существуют различные способы помощи детям с нарушениями психического развития и/или здоровья в адаптации к школьной среде и успешному освоению программы, соответствующей уровню развития и характеру нарушений ребёнка.

В группу зачисляются дети 6 – 8 лет, которые в ближайшем учебном году начнут учиться в школе.

Как невозможно научиться плавать, стоя на берегу, так и нельзя адаптироваться к среде, не находясь в ней. Группа адаптации к школе позволяет перед поступлением в первый класс получить опыт фронтального обучения (когда учитель презентует материал всей группе, а не индивидуально), заранее выявить трудности и найти пути для их решения.

Занятия имеют чёткую структуру, в миниатюре воссоздающую классно-урочную систему, характерную для большинства образовательных школ. В течение одного занятия группы “проходит” 3 урока, которые чередуются с переменами.

На уроках в группе адаптации к школе некоторые дети впервые сталкиваются с очевидными, на первый взгляд, правилами: нельзя громко говорить и ходить во время урока; для ответа нужно поднять руку; карандаши хранятся в пенале и т.п. Ребята учатся следить за действиями взрослого, стоящего у доски, слушать, слышать и выполнять его инструкции.

Меры поддержки ребёнка во время занятия:

    • Тьюторское сопровождение. Тьютор — это специалист, который помогает ребёнку адаптироваться и следовать правилам, лучше понимать происходящее.
    • Визуальное расписание. Визуальное расписание — это способ поддержки детей с нарушениями развития, который заключается в том, что ребёнок получает информацию не только вербально и линейно, но и с помощью визуальных подсказок, на которые он может посмотреть в любой момент. Например, когда ребёнок устал, он может посмотреть на визуальное расписание и понять, сколько ещё уроков осталось. Этот принцип всем хорошо знаком (например, светофор с цифрами, показывающими сколько осталось секунд до переключения сигнала).
    • Альтернативная коммуникация (с помощью пиктограмм, жестов, символов, знаков, карточек).
    • Адаптированный учебный материал, который подходит под нужды детей с особенностями развития, то есть для ребят, которые не понимают речь, не умеют говорить, не могут концентрировать внимание. Адаптированный материал организован особым образом, так что его могут понять дети с различными особенностями развития.
    • Гибкий учебный план.

Несомненным преимуществом посещения группы адаптации станет формирование у ребенка учебного стереотипа, подходящего для школы. На занятиях развиваются навыки концентрации внимания, ребёнок станет лучше следить за взрослым, дающим инструкции, станет проявлять меньше протестного поведения в условиях структурированных занятий, научиться просить о помощи, поднимать руку, выполнять задания до конца, сообщать приемлемым способом о том, что у него не получается, станет лучше переключаться между уроком и переменой (и наоборот).

У данной группы нет задач обучения чтению и письму. Обратите внимание, что это группа адаптации к микросреде, а не группа подготовки к школе.

    Нужна консультация специалиста?