Речь – высшая психическая функция. Ее правильное развитие оказывает влияние на гармоничное взросление, становление личности, жизнь человека в обществе. Именно речевые нарушения наиболее заметны окружающим, тревожат родителей, мешают нормальной социализации, развитию и обучению ребенка. Логопедическое обследование – серьезная и ответственная процедура для всех: ребенка (подростка), его родителей (законных представителей), специалиста.
Специалист во время логопедического обследования выясняет уровень сформированности всех компонентов языковой системы – от звука до связного высказывания, от особенностей речевого и неречевого общения со сверстниками и взрослыми до возможности понимания обращенной речи и участия в организованной – игровой или учебной деятельности.
В зоне внимания логопеда находится голосовое и интонационное оформление речевого высказывания, мимика и жестикуляция, а для детей школьного возраста – навыки чтения и письма. Логопед должен выяснить, соответствует ли речевое развитие возрасту или отклоняется от нормы. В случае выявления речевых расстройств логопед определяет основную проблему (дефицит), нарушенные и сохранные звенья языковой системы и речевой деятельности, место речевого нарушения в общей структуре заболевания.
Залогом успешной логопедической диагностики является сотрудничество родителей со специалистом. Логопед может поинтересоваться особенностями поведения вашего ребенка, любимыми играми, игрушками, в школьном возрасте – особенностями режима и предпочтениями занятий того или иного рода. Такая информация нужна для формирования успешного контакта с пациентом, а также может понадобиться в дальнейшем для преодоления трудностей на занятиях. Постарайтесь вспомнить и, по возможности, заранее записать для встречи с логопедом, как развивалась речь малыша с рождения: были ли гуление и лепет, когда он произнес первые слова, как набирал словарный запас, были ли «откаты» или остановки в развитии речи и с чем, по вашему мнению, они были связаны.
Обратите внимание, что основной целью логопедической диагностики является не просто констатация факта наличия или отсутствия речевого расстройства. Логопед обследует ребенка (подростка) для того, чтобы создать индивидуальную программу коррекционно-развивающей помощи, определить дальнейший образовательный маршрут и специальные образовательные условия в случае необходимости.