Нейропсихологическая коррекция – метод психологической коррекции, направленный на комплексное развитие высших психических функций ребенка. Занятия нейропсихологической коррекцией могут оказывать положительный эффект на развитие навыков саморегуляции, мелкую и крупную моторику, память, внимание, речь. Одной из целей нейропсихологической коррекции является развитие высших психических функций и компенсация нарушений, выявленных в ходе нейропсихологической диагностики. В процессе занятий нейропсихолог опирается на сильные стороны высших психических функций, которые также может определить нейропсихологическая диагностика.
Нейрокоррекция является отличным методом для профилактики школьной неуспеваемости. Если ребенок испытывает трудности с концентрацией внимания, переключением между разными видами активностей, трудности освоения письма, чтения или счета – с помощью нейропсихологической диагностики, можно выявить причину и подобрать соответствующий комплекс коррекционных занятий. Данный метод также может быть полезен детям с особенностями сенсорной сферы (повышенная или пониженная чувствительность к определенным ощущениям), моторными особенностями.
Нейрокоррекция подобранная по результатам тщательной диагностики, в сотрудничестве специалиста с лечащим врачом, родителями может улучшить качество жизни детей с расстройствами аутистического спектра, генетическими синдромами, последствиями органических поражений головного мозга, эпилепсией.
В коррекционной работе применяются двигательные (сенсомоторные) и когнитивные (познавательные) задания, игры, а также упражнения с использованием специального оборудования (например, стабилоплатформы, система “Саундбим” и др.)
Двигательная коррекция состоит из комплекса физических заданий:
-
- растяжки, массаж, самомассаж, направленные на нормализацию мышечного и психического тонуса, стабилизацию психоэмоционального состояния, сенсорное насыщение;
- дыхательные упражнения, способствующие развитию навыков саморегуляции и самоконтроля, улучшению концентрации и переключаемости внимания;
- упражнения, направленные на развитие крупной (мелкой) моторики;
- работа с сенсорными материалами, направленная на развитие сенсорной сферы, интеграцию различных видов сенсорной чувствительности;
Когнитивная коррекция включает бланковые (на листах) задания, различные настольные игры, направленные на развитие навыков произвольной регуляции высших психических функций (память, внимание, мышление), пространственных представлений, мелкой моторики.
В ходе занятий также активно применяются подвижные игры, игры с правилами, хороводные игры.
Упражнения с использованием специального оборудования, направлены преимущественно на развитие управляющих функций (самоконтроль, переключение между различными видами деятельности, торможение, скорость реакции), а также крупной моторики, концентрации и переключаемости внимания, навыков ориентировки на инструкцию специалиста.
Специалист подбирает и комбинирует различные виды заданий с учетом результатов нейропсихологической диагностики, возраста, особенностей и интересов ребенка, а также рекомендаций лечащего врача.
Данный метод предполагает обязательное участие родителей в коррекционном процессе. В Центре ДЗМ мы рекомендуем родителям присутствовать на занятиях и участвовать в них вместе с ребенком. Это дает возможность переносить опыт занятий в обыденную жизнь, узнавать новые эффективные способы взаимодействия с ребенком и работать с имеющимися трудностями не только на занятиях, но и дома. Совместные с родителями занятия – это не только полезно, но и очень весело для всех членов семьи.
Важно также помнить, что никакое коррекционное воздействие не будет эффективным, если оно не учитывает мотивацию ребенка к выполнению заданий. Поэтому нейропсихолог подбирает упражнения, игры с учетом возрастных особенностей и потребностей ребенка, чтобы сделать занятие максимально интересным.
Специалист обращает внимание на текущее психоэмоциональное состояние ребенка и меняет структуру, формат занятия, если это необходимо. Например, ребенок устал и пока не готов к активным двигательным упражнениям – значит можно уделить больше времени бланковым заданиям или настольным играм.